Ну вот, пост из жж смогла-таки.
18 апреля 1480 года родилась одна из самых известных исторических злодеек - Лукреция Борджа. Сериалов и фильмов по истории жизни семейства Борджа - уйма, я уж не говорю про книги и оперы.
"Крестный отец" -как уже все знают, наверное, самая удачная и самая известная адаптация этой самой истории под современные реалии.
Хотя... в интернете можно найти много версий насчет прототипов главных героев, например, что в "Крестном отце" не обошлось без влияния Достоевского,
Как было в братьях Карамазовых: три брата, и есть еще один приемный, и их характеристики... Вроде даже совпадают местами.. или что прототипом Вито Корлеоне был реальный мафиозо из Нью-Йорка, некто Джо Боннано, но это уже не так интересно.
К тому же Пьюзо никогда и не скрывал того, что, по его мнению, папа римский Александр VI был первым доном в истории, даже накатал на склоне лет пор...простите, исторический роман на тему, но не успел закончить. И таким образом, семейство Борджа (а, вернее, представления и фантазии Пьюзо о нем) было вполне себе прототипом семейства Корлеоне.
И те, и другие были пришельцами, иммигрантами: Корлеоне приехали в Америку, одну из самых развитых стран мира, из Италии, а Борджа были родом из Испании, зато пустили корни в самой передовой стране на тот момент - в Италии. Корлеоне воевали с Барзини и Таталья, а Борджа - с Орсини и Вителли. Прям рифма прослеживается...
У Вито Корлеоне было трое сыновей и одна дочь? У Александра Борджа от Ваноцци Катанеи тоже было трое сыновей и одна дочь:
Прототипом самого старшего, Сантино Корлеоне, очевидно, был Хуан Борджа, по большинству источников тоже старший. О Хуане принято считать и писать, а так же показывать в кино, что он был небольшого ума, ненадежен, легкомыслен, гуляка (это еще мягко сказано, в двух последних сериалах его полным мудаком выставили), и вообще, не тот он был человек, которому можно доверить дело, однако он был любимцем отца и тот возлагал на него большие надежды (по мнению Пьюзо, он же сам там был и все видел). Кончил он плохо - он был убит... по случайному совпадению, если верить сплетням, тоже из-за своей сестры - хотя контекст был иной...
"...Через два месяца после этого Франческо* Борджа, герцог Кандии и старший сын папы, был убит в Риме, когда он выходил на улицу после одного пира. Вскоре обнаружилось, что убийцей был его родной брат, Цезарь Борджа, кардинал Валенсианский. Они были соперниками, так как оба любили прекрасную Лукрецию, свою сестру." Стендаль, "Прогулки по Риму". *Не знаю, с чего он его обозвал Франческо, но он имел в виду именно Хуана. Однако вот так...
Хоффредо Борджа стал прототипом Фредо Корлеоне. Никакой интриги, имена - и те похожи. Известен преимущественно тем, что еще в юности его женили на принцессе Санче Арагонской из Неаполя, и брак оказался неудачным - она наставляла ему рога с кем попало и вертела им как хотела.
Констанция, которая трижды была замужем, а в третьей части лично отравившая дона Альтобелло, вне всякого сомнения, должна была напоминать о Лукреции.
О порочной красоте Лукреции Борджа слагали легенды. Доподлинно известно только что она Борджа, а вот насчёт всего остального... идут споры даже о том, как она выглядела: до сих пор не установлена однозначно и на все сто подлинность ни одного из ее предполагаемых портретов, при этом на каждом из них изображены совершенно разные лица.
Окруженная ореолом слухов и скандалов, она жила в тени мрачной славы ее брата Чезаре и отца, и была, по сути, пешкой в их политических играх. В классической литературе и кинематографе ее впоследствии либо демонизировали, либо, напротив, представляли ангелом и невинной жертвой - каждый старался в меру своей испорченности. Александр Дюма, к примеру, убил двух зайцев, охарактеризовав ее так: "Испанка, несмотря на белокурые волосы, куртизанка, несмотря на невинную внешность, Лукреция обладала головкой рафаэлевой Мадонны и душою Мессалины." По преданиям, она была достойной представительницей своего семейства - превосходно разбиралась в ядах, была искусной отравительницей, отправила на тот свет своих любовников и мужей, одного за другим, всех.
Однако если посмотреть в лицо фактам, если иметь представление о быте и нравах тех времен... да подумайте сами, включите здравый смысл - кто бы решился взять в жены незаконнорожденную дочь папы римского, у которой мужья умирают при подозрительных обстоятельствах один за другим?
Ей и мужей-то приличных долго найти не могли, одни незаконнорожденные родственники герцогов... лишь в третьем замужестве она, наконец, обрела высокий статус - вышла замуж за самого Альфонсо Д'Эсте, и соответственно стала герцогиней Феррары, тогда бывшей одним из центров Эпохи Возрождения, причем ее третий муж ее пережил - она умерла при родах в возрасте 39 лет. С первым мужем ее в свое время развели со скандалом, а вот что касается ее второго брака... Даже и так, своего мужа все-таки убила не она:
"...Отдал ее Альфонсу Арагонскому, незаконному сыну Альфонса II, короля неаполитанского. Но французы завоевали Неаполь. Альфонс оказался всего-навсего неудачливым государем. 15 июля 1501 года неизвестная рука нанесла ему несколько ударов кинжалом на лестнице базилики св.Петра, а так как он умирал от своих ран недостаточно быстро, то 18 августа он был задушен в своей постели." Все тот же Стендаль, "Прогулки по Риму". Он ненадежный историк, путается в именах и цифрах, и предпочитает скандальные сплетни скучным фактам, но примерно то же самое можно прочитать и в других источниках. Все так, на ее второго мужа напали убийцы с кинжалами, он был тяжело ранен, она выхаживала (!) его, даже принято считать, что она его любила. Но самое его существование было препятствием для осуществления далеко идущих планов семейства, и ее братец Чезаре приказал его задушить. Может, даже... гарроттой. Nothing rings a bell?
Впрочем, от первого до последнего дона у Пьюзо лейтмотивом повторяется одна и та же история, о том, как главная героиня, дочь могущественного дона, была замужем, любила своего мужа, но он чем-то мешал (вольно или невольно) ее семье, и в результате был задушен по приказу ее любящего брата. Различаются только последствия. Героиня "Последнего Дона" Роз-Мари Клерикуцио с тех пор всегда ходила в трауре и с соответствующим выражением лица; Конни Корлеоне пустилась во все тяжкие; Лукреция потом снова вышла замуж (понятно, что не сама, ее выдали) и заводила еще время от времени любовников, но никто не знает, что там было у нее на душе...
"Я заметил, что дон Оттавио изменился в лице.
-- Да, -- ответил он. -- Согласно народному преданию, очень недостоверному, Лукреция Борджа избрала этот дом местом своих тайных развлечений. Если бы эти стены могли говорить, сколько ужасов они бы нам поведали! А между тем, друг мой, сравнивая тогдашние времена с нашими, я начинаю сожалеть о них. При Александре Шестом еще были римляне. Сейчас их больше нет. Цезарь Борджа был чудовище, но он был великий человек. Он хотел изгнать варваров из Италии, и, проживи его отец дольше, ему бы, может быть, удалось осуществить этот великий замысел." (с)
И нет, я не забыла про Майкла Корлеоне. Его прототипом был, ни много ни мало, ужасный Чезаре Борджа, герой "Государя" Макиавелли, оцените стиль:
"Восстановив прежнее влияние, герцог решил не доверять более ни Франции, ни другой внешней силе, чтобы впредь не подвергать себя опасности, и прибег к обману. Он также отвел глаза Орсини, что те сначала примирились с ним через посредство синьора Паоло, которого герцог принял со всевозможными изъявлениями учтивости и одарил одеждой, лошадьми и деньгами, а потом в Синигалии сами простодушно отдались ему в руки." (с)
Именно Чезаре после смерти Хуана, заняв его место во главе папской армии, стал продолжателем дела семьи Борджа, и неважно, что он в итоге обломился по независящим от него обстоятельствам. За короткое время он успел порешить многих конкурентов, прославился своей хитростью, изворотливостью и жестокостью - и вся Италия при его жизни трепетала перед ним.
Майкл Корлеоне совершил аналогичные подвиги - в кратчайшие сроки безжалостно устранил всех, до кого смог дотянуться, убил своего зятя ровно тем же способом, и он убил своего родного брата - правда, немножко не того, но все же, все же... Коренное отличие от Чезаре Борджа лишь в том, что Майкл именно после смерти отца восстановил и упрочил статус кво семьи; Чезаре же, согласно Макиавелли, никак не мог предусмотреть такого поворота, и это и привело к его падению... вот и вся принципиальная разница между ними.
Comments (2)
Круто! Аффтар, пеши истчо! ☺
Пасиб)